Антикоррупционное управление АП РТ: «Коррупции больше, чем в Москве? Может, органы лучше работают»
«Не всегда успеваем привлечь к ответственности, некоторые просто снимают с себя полномочия и говорят: «Нет, меня проверять не надо, я уже не депутат», — рассказали сегодня на брифинге об антикоррупционной работе в органах государственной и муниципальной власти Татарстана. Ущерб от взяток по уголовным делам за год составил 1 млрд рублей, пока ни один из подсудимых не получил оправдания. Но судьба тех, кто оказался под «уголовкой», пока светлее: в прокуратуре заявили, что пока не смогли добиться увольнения одного из начальников управления миндортранса РТ, который скрыл многочисленные счета. О том, как кризис скорректировал размер взятки и что интересного скрывают чиновники от деклараций, — в материале «БИЗНЕС Online».
По словам Салавата Рахимова, за истекший период 2022 года в РТ провели 245 масштабных проверок по соблюдению чиновниками всех мастей антикоррупционных требований
Как в Татарстане борются с коррупционерами
Республиканские борцы со взяточничеством готовятся ко встрече Международного дня борьбы с коррупцией (он отмечается 9 декабря) и подводят итоги своей работы за год. А поговорить сегодня определенно было о чем. По словам главного советника управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Салавата Рахимова, за истекший период 2022 года в республике провели 245 масштабных проверок по соблюдению чиновниками всех мастей антикоррупционных требований. Число выявленных нарушений в результате такой ревизии составило 240, по которым привлекли к ответственности 231 должностное лицо.
Цифры, как пояснил Рахимов, не самые шокирующие — в этом году отмечена тенденция снижения по количеству как проверок, так и выявленных нарушений. На то есть объективные причины. В 2022-м очень активно применяли так называемую упрощенную схему привлечения к ответственности проштрафившихся государственных и муниципальных служащих. Если, например, у чиновника выявили недочеты, условно, в поданных декларациях и он с ними согласен, то его сразу, как говорится, «без суда и следствия» привлекают к ответственности. Поэтому показатели антикоррупционного управления и снижаются, что не говорит о том, что в республике с коррупцией все стало несколько проще. По соотношению числа проверок к количеству нарушителей в РТ наблюдается рост. И если ранее цифра чуть превышала 80%, то в этом году уже 96% всех проверок заканчивается выявлением нарушителей.
Один из ключевых показателей борьбы с коррупцией — это проверка деклараций чиновников и их анализ. Тут Рахимов разразился критикой в адрес некоторых органов власти и муниципалитетов. Например, до сих пор не изучили и не проанализировали поданные сведения о доходах своих служащих в минобрнауки РТ, инспекции Госстройнадзора РТ, Азнакаевском, Актанышском, Алькеевском, Верхнеуслонском, Кайбицком, Сабинском, Сармановском, Черемшанском районах. В Высокогорском районе так вообще даже еще не приступали к анализу деклараций — на то у главы не оказалось в этом году соответствующего помощника. «Но! Требований законодательства никто не отменял. До конца года эта работа до сих пор не выполнена. Искренне надеемся, что данная ситуация будет исправлена», — заметил Рахимов.
Взяться и проанализировать декларации — это одно, а сделать это качественно — совершенно другое. По данному показателю в республике тоже есть свои аутсайдеры: плохо работают в Лаишевском, Ютазинском и Балтасинском районах. Если смотреть в разрезе органов госвласти, то тут недорабатывают минкульт РТ, агентство инвестиционного развития РТ, госкомитет РТ по закупкам. В последнем из всех деклараций за год смогли проверить только отчет одного сотрудника. Для сравнения: в Госалкогольинспекции за тот же период проверили уже 207 должностных лиц. Не провели мероприятия по анализу сведений о соблюдении служащими запретов, ограничений и требований антикоррупционного законодательства в госкомитете РТ по архивному делу, ЦИК РТ, Альметьевском, Высокогорском, Менделеевском, Черемшанском районах.
«Впереди нас что ждет? Новогодние праздники. А мы с вами знаем, что госслужащим в связи с выполнением должностных обязанностей ни дарение, ни получение подарков не разрешено», — напоминал Рахимов, отмечая, что среди татарстанского чиновничества есть грубые примеры несоблюдения антикоррупционных запретов. Например, часто служащие берут подарки, выкладывают фотографии с ними в интернет, а доложить в профильный антикоррупционный отдел забывают. Этим согрешили, по словам Рахимова, например, в госкомитете РТ по туризму, Спасском районе.
Спикер подчеркнул, что за подобные нарушения «прилетает» не только каким-то рядовым специалистам, но и руководителям. За год в отношении руководящего состава чиновничества РТ провели 33 проверки, 27 человек привлекли к ответственности. «В текущем году у нас три человека уволены в связи с утратой доверия», — отметил Рахимов. К слову, с 2017-го в таком черном списке борцов с коррупцией уже находятся 35 человек из республики. Уволенная в этом году троица — это депутаты органов местного самоуправления. Не называя имен, Рахимов рассказал о том, как с позором уволили главу одного из поселений в Алькеевском районе. В ходе проверки оказалось, что женщина скрыла в декларации участок в 7 соток, жилплощадь в 60 кв. м, но самое вопиющее — это то, что у ее мужа нашли землю в 35 соток, которую ему вроде как выдали в аренду под личное подсобное хозяйство, а потом фиктивным образом переписали в собственность. Сейчас в истории разбираются следователи.
Или другой пример — из Новошешминского района. Там проверили 8 депутатов, из которых 7 привлекли к ответственности. Один скрыл три машины, в том числе «КАМАЗ», другой не указал в декларации два земельных участка и 9 банковских счетов, третий утаил 6 земельных участков по несколько гектаров каждый. Почему проверок 8, а наказанных только 7? Один ушел сам. «Проблема есть. Не всегда успеваем привлечь к ответственности, некоторые просто снимают с себя полномочия и говорят: „Нет, меня проверять не надо, я уже не депутат“», — рассказал Рахимов о «хитростях» народных избранников.
По итогам года минэкономики РТ составило рейтинг органов власти и органов местного самоуправления, которые эффективно себя показали в деле выполнения антикоррупционных мероприятий. Похвалы удостоились минземимущество РТ, минздрав РТ, госкомитет РТ по тарифам и управление по надзору за техсостоянием самоходных машин и других видов техники. Но есть и аутсайдеры — минстрой РТ, минкульт РТ, ГУ ветеринарии кабмина РТ и госкомитет РТ по архивному делу. По районам наиболее активными стали Набережные Челны, Зеленодольск, Казань, Тетюшский, Лениногорский, Муслюмовский, Камско-Устьинский районы. Близки к черному списку за свою антикоррупционную «бездеятельность» Нурлатский, Агрызский, Новошешминский, Высокогорский районы. В конце презентации Рахимов язвительно отметил, что в его папочках есть такие муниципалитеты, которые за весь год дай бог 2–3 профилактических антикоррупционных мероприятия провели — вот так борются с коррупцией.
Руководитель одного из управлений миндортранса РТ при приеме на работу скрыл, что у него есть Toyota Land Cruiser и «множество банковских счетов на себя и членов семьи». Прокуратура потребовала уволить чиновника, но этот вопрос пока не решен
Как замминистра скрыл Toyota Land Cruiser, а сотрудник УФСИН подрабатывал в частной фирме
Тему антикоррупционных проверок продолжил и. о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции прокуратуры РТ Тимур Нуриев. Так, прокуроры только за 9 месяцев этого года нашли 2,5 тыс. нарушений в разных сферах. В итоге 636 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, еще 75 — оштрафованы на общую сумму 2,5 млн рублей. Еще один итог таких проверок — возбуждено 7 уголовных дел. Их подробности Нуриев не раскрыл.
Проверяют прокуроры и доходы чиновников и госслужащих. В этом году в декларациях нашли больше 1 тыс. нарушений, 614 должностных лиц наказаны. Только один центральный аппарат прокуратуры выявил такие нарушения в управлениях Росимущества по РТ, ФСИН, Росгвардии, МВД, ФССП, минсельхозе, минобрнауки, а также госкомитете по тарифам и минмолодежи. После прокурорских представлений 73 госслужащих были наказаны; почти половина из них, отметил Нуриев, — лица из «категории руководителей», в том числе целых два заместителя министров. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», он уточнил, что речь идет о заместителях министра сельского хозяйства и продовольствия РТ. «Один [из них] не указал, что имеет два земельных участка и одну вторую долей в квартире в Москве, а другой не указал обязательства финансового характера и счета», — рассказал Нуриев, не уточнив, каких наказаний за это они «удостоились», а также не раскрыл фамилии чиновников.
Справки о доходах должны изучаться при приеме на работу, но в некоторых случаях кадровые службы допускают грубые нарушения, указал Нуриев. Так, по его словам, руководитель одного из управлений миндортранса РТ при приеме на работу скрыл, что у него есть Toyota Land Cruiser и «множество банковских счетов на себя и членов семьи». Прокуратура потребовала уволить чиновника, но этот вопрос пока не решен.
Если доходы госслужащих превышают их расходы и сами они не могут объяснить, почему так вышло, то прокуроры идут в суд. Конечно, в большинстве случаев чиновники оправдывают свои покупки, отметил Нуриев. «Но кому захочется быть объектом проверки, если не сможешь доказать свою правоту?» — объяснил он профилактический эффект таких проверок. Но бывают и другие случаи. Так, в этом году Советский суд Казани постановил изъять у сотрудника МВД машину и обратить ее в доход государства, потому что полицейский не смог доказать обоснованность покупки, объяснил Нуриев. Сейчас рассматривается аналогичный иск к сотруднику УФСИН, но имущества у него нашли побольше — на 27 млн рублей. Частично оно оказалось оформлено на родственников, у которых, по мнению прокуратуры, таких доходов тоже не было. Решения по иску пока нет.
Бдит прокуратура и за тем, чтобы госслужащие не допускали конфликта интересов или не совмещали чиновничью работу с директорской в какой-нибудь коммерческой организации. За последнее, например, в этом году уволили служащих УФСИН по РТ и межрегионального управления Росимущества. В каких организациях они «подрабатывали», Нуриев не уточнил.
На коррупцию, вероятно, повлиял и кризис: средний размер взятки в республике упал сразу почти на 100 тыс. рублей
О среднем размере взятки в Татарстане и о том, кого чаще всего судят за коррупцию
Ситуация с коррупцией, как следует из статистики прокуратуры, не ухудшается, но и не улучшается. На протяжении последних лет число выявленных коррупционных преступлений «стабильно» колеблется в пределах 1 тысячи. Так и в этом, пока еще не завершенном году — 1 054 правонарушения. Сюда входят как мошенничество, так и взятки, злоупотребление служебными полномочиями, их превышение и коммерческий подкуп. Нуриев отметил: с учетом того что такие преступления латентны, данная цифра больше говорит о том, насколько активно правоохранители им противостоят. Татарстан, судя по всему, делает это весьма активно: по числу выявленных преступлений республика на 4-м месте по России. Больше с коррупцией поборолись в этом году Москва, Краснодарский край и Башкортостан.
Размер ущерба по всем этим коррупционным преступлениям превысил 1 млрд рублей, из них обеспечено возмещение (т. е. наложен арест на имущество, к примеру) 166 млн рублей. Сумма большая, но только лишь из-за немалого ущерба по делу финансовой пирамиды «Наследие», отметил Нуриев — 622 млн рублей, т. е. более половины суммарного ущерба по всем возбужденным преступлениям за год.
Больше половины всех коррупционных преступлений в Татарстане — взятки. Всего их выявлено 557 случаев, большинство в этой статистике — дача взяток (265), затем — получение взяток (193 преступления). В 99 случаях взятки передавались с участием посредников, в отношении которых были возбуждены уголовные дела.
На коррупцию, вероятно, повлиял и кризис: средний размер взятки в республике упал сразу почти на 100 тыс. рублей и составил, по словам Нуриева, 182 тыс. рублей. В целом за эти 10 месяцев в республике надавали взяток на 101 млн 385 тыс. рублей, подсчитали в прокуратуре.
Зафиксировано за год 58 случаев коммерческого подкупа. Здесь, вероятно, свою корректировку внесла СВО — по словам Нуриева, в основном эти преступления выявляются в сфере оборонно-промышленного комплекса. Конкретных примеров он не назвал.
В разрезе районов коррупция больше всего процветает в Казани (518 преступлений), Нижнекамском районе (169), Челнах (59) и Альметьевском районе (59 фактов).
Не остаются коррупционеры и без заслуженного наказания. За 9 месяцев в республике рассмотрели 169 уголовных дел в отношении 189 лиц. Обвинительные приговоры услышали 172 человека, оправдательные — ни одного. Чаще всего, по словам Нуриева, на скамье подсудимых оказывались должностные лица правоохранительных органов (31 человек), должностные лица органов госвласти и местного самоуправления (10), а также директора коммерческих фирм и бюджетных учреждений. Каждый пятый подсудимый получил реальное лишение свободы. 74 человека отделались «условкой», еще 56 — штрафом. А три человека отправились искупать вину принудительными и исправительными работами.
Такую коррупционную статистику очень емко объяснил Рахимов. «Несколько месяцев назад во всех СМИ говорилось, что РТ занимает первое место по уровню взяточничества, — отметил он. — Почему это всегда преподносится так, что „в Татарстане больше всего коррупции, даже больше, чем в Москве“? Некоторые [СМИ] очень тенденциозно предоставляли эти сведения. Мы всегда отвечали: может быть, наши правоохранительные органы лучше работают, выявляют [такие преступления]? Здесь с двух различных сторон можно посмотреть».
Свои результаты в антикоррупционной деятельности также представили спикеры из управления минюста РТ и Общественной палаты РТ. Ожидается, что в следующий раз итоги борьбы с коррупцией подведут силовые ведомства.
www.business-gazeta.ru/article/573986?utm_source=desktop-mainpage-title